lin_tsimbal (tsimbal) wrote in old_cinema,
lin_tsimbal
tsimbal
old_cinema

«Повесть о двух городах», Великобритания, 1958

В ролях: Дирк Богард, Д.Тьютин, Кристофер Ли



«Повесть о двух городах» - экранизация популярного романа Чарлза Диккенса, история любви и преданности на фоне французской революции. Оговорюсь сразу, этот роман Диккенса я не читала – и не стала бы до фильма, поскольку презентация английскими авторами, с которыми я сталкивалась ранее, французской революции – это нечто. Томас Карлейль, которого так боготворит Диккенс, на мой взгляд, предвзятый историк, его подача революционных событий однобока и грешит, кроме прочего, типично английским снобизмом по отношению к иностранцам. В общем, я не ждала ничего особого от фильма – кроме Дирка Богарда, которого я люблю и который – кроме того, что великий актер – еще и радует мои глаза своей мягкой чувственной красотой.

Поэтому для меня было настоящим сюрпризом получить море удовольствие от отлично сделанного фильма «в черно белых тонах» - о любви и преданности, о самопожертвовании ради счастья любимой, о том, как ненависть и невозможность отомстить разъедает мозг, о том, что страшнее – вседозволенность «верхов» или озверевшие от этой вседозволенности низы… Даже столь раздражающая меня обычно тема «англичане – это немного сверх-люди», не чувствовалась совсем. Герои книги были просто чужими в Франции - стране, чье государственное устройство было иным чем английское, а потому – при всей предвзятости английского закона – французское беззаконие казалось им куда более диким.


Итак, 80-е годы 18-го века. Юная красавица Люси Манетт узнает от друга семьи, что ее отец доктор Манетт, считавшийся умершим, не погиб, а был заточен во Франции в Бастилию по желанию некоего аристократа, жестокого монстра, погубившего немало простых людей. Люси, воспитанная в Лондоне у английской родни, мчится на поиски отца во Францию. В дороге она знакомится с двумя мужчинами – благородным красавцем Дарнли и опустившимся адвокатом Сидни Картоном. Оба они влюбляются в прекрасную и добрую Люси, но Сидни прекрасно понимает, как бледно он – разочарованный в жизни алкоголик – выглядит рядом с юным красавцем Дарнли. Но несчастная любовь не озлобляет его – наоборот, когда Данли попадает в беду, именно Сидни вызволяет его из лап суда. Но ни Сидни, ни Люси не знают, что благородный Дарнли – кузен того самого аристократа, который сломал жизнь отца Люси, и много других жизней…



Они все хороши – и Люси, и ее отец, и ее красавец-жених, и даже монструозный аристократ, которого играет Кристофер Ли. Но жемчужина фильма – это филигранная работа Дирка Богарда, неизменно естественного, скупого на слова и жесты – но способного одной печальной улыбкой передать больше, чем все персонажи комедии дель арте – жестами. Спившийся судейский Сидни Картон, как и в книге, - главный персонаж истории, и о его перерождении, о его любви и его жертве идет речь.

Что еще хорошо в фильме? Изображение французской революции! Минимумом средств (фильм очень бюджетный) и сцен раскрыт важнейший посыл – революция была, безусловно, трагедией, и перегибом, но «верхи» сами были виноваты в этой трагедии. Не будь отдельных охамевших от вседозволенности аристократов, не было бы и озверевшей толпы, взявшей Бастилию. Даже мадам Дефарж, алчущая крови и считающая отрубленные головы, – разве не была она сначала жертвой, чудом оставшейся в живых и похоронившей всю семью?

Книга заканчивается в духе Диккенса – трагически и сентиментально. Фильм тоже, хотя финальное самопожертвование воспринимается как что-то светлое, и нет рассказа о том, как всю оставшуюся жизнь выжившие пытаются расплатиться по незакрытому счету. Мари Габель, несчастная жертва обстоятельств в финале, кстати, тронула меня больше, чем главная героиня. Жаль, что Сидней не встретил ее где-нибудь в другом месте…

Резюме: отличный фильм.

Tags: 1950-е, жанр: экранизация
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments
Более ранняя голливудская экранизация 1935 года с еще одним прекрасным англичанином Рональдом Колманом (впрочем, одним Колманом дело не ограничилось, там еще и Бэзил Рэтбоун в роли маркиза Сент-Эвремонда) тоже очень хороша.
Надо глянуть. А Сент-Эвремонду определенно везет. Так - Рэтбоун, тут - Кристофер Ли...
Меня еще Валансе в "роли" поместья маркиза порадовало...
Так и Сидней тоже кастом не обижен. :)